Английский язык. Старшая ступень обучения. 10-11 классы

Концепция

Одним из приоритетных направлений развития системы образования в современном мире является информатизация – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающий методологию и практику их разработки и использования, направленный на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания в здоровье сберегающих условиях.

С развитием ИКТ стали активно развиваться и разрабатываться электронные средства обучения (ЭСО), создаваемые с использованием компьютерных информационных технологий.

Электронное средство обучения «Английский язык. Старшая ступень обучения. 10-11 классы» предназначено для поддержки и оптимизации учебного процесса по английскому языку в 10-11-х классах школ и гимназий Республики Беларусь.

Основная функциональная особенность ЭСО «Английский язык. Старшая ступень обучения. 10-11 классы» – учебно-методическое сопровождение процесса создания языковой образовательной среды, максимально стремящейся к аутентичной, т.е к такой репрезентации языковой реальности, в которой деятельность субъектов взаимодействия такая же реальная, как и в естественной языковой среде.

Предлагаемое ЭСО легко и органично вписывается в общий контекст обучения иностранному языку в 10-11 классах, поскольку материалы модулей охватывают темы учебной программы, утверждённой  Министерством  образования Республики Беларусь по предмету «Иностранный язык». Четкое исполнение процессуального аспекта работы с интерактивными модулями ЭСО обеспечивает большую степень эффективности процесса формирования социокультурной компетенции учащихся.

ЭСО  рассчитано на широкий круг пользователей (учащиеся  10-11-х классов, высокомотивированные  учащиеся  9-11-х  классов  общеобразовательных школ, гимназий и лицеев; учащиеся колледжей и профессиональных лицеев).

Электронное пособие направлено на формирование социокультурной компетенции. Данное пособие предоставляет совершенно новые возможности знакомства с актуальной и аутентичной информацией о стране изучаемого языка, обеспечивает иноязычную коммуникативную атмосферу на занятии, создаёт социокультурную направленность обучения, позволяет учащимся усвоить новые ценности, нормы и правила поведения, язык и поведенческие модели, которые могут быть воспроизведены в ситуациях реального межкультурного общения.

Методические рекомендации

Актуальность разработки ЭСО заключается в необходимости комплексного формирования информационно-коммуникационных, организационно-деятельностных, рефлексивных, когнитивных умений учащихся в процессе подготовки их к иноязычному общению в условиях аутентичного диалога культур.

Целью применения ЭСО в общеобразовательных учреждениях является создание условий для формирования социокультурной компетенции учащихся  X–XI классовна иностранном языке.

Использование интерактивных форм и приемов речевого взаимодействия на основе материала электронных модулей позволяет решить ряд важных методических задач:

  • адаптация учащихся к аутентичной языковой среде;
  • формирование у учащихся живого зрительного образа страны и общества изучаемого языка;
  • моделирование языковой среды;
  • ориентация в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды и социокультурных характеристиках людей.

Назначение ЭСО – поддержка образовательного процесса по английскому языку, которая выражается в предоставлении учителю возможности использовать его на разных этапах педагогической деятельности:

  • предъявления нового материала;
  • отработки и закрепления учебного материала;
  • осуществления контроля усвоения учебного материала

Основными общедидактическими требованиями, которыми авторы руководствовались при разработке ЭСО по английскому языку,  являются: научность, доступность, наглядность, проблемность,  системность и последовательность предъявления материала, сознательность обучения, самостоятельность и активность деятельности.

          ЭСО разрабатывалось с учетом эргономических требований, обеспечивающих гуманное отношение к учащимся: учет возрастных особенностей учащихся при разработке интуитивно понятного интерфейса,  простота навигации, свободная последовательность и темп работы.

ЭСО может применяться с целью развития речевых умений (говорения, чтения,  восприятия  и  понимания  иноязычной  речи  на  слух), совершенствованию социальнокультурной компетенции, формированию культурного самосознания учащихся, воспитанию уважения к культуре других стран и терпимости к альтернативным мнениям.

ЭCO предназначено для организации познавательной деятельности учащихся в урочное время, во время поддерживающих, стимулирующих и факультативных занятий по английскому языку, а также для индивидуальных занятий дома.

ЭСО на  учебном  занятии  может  быть  использовано  как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами обучения. Учащимся могут быть предложены разные формы работы: индивидуальная, парная или групповая.

При проведении стимулирующих и поддерживающих занятий ЭСО позволит  максимально  реализовать  принцип  индивидуализации  и дифференциации. Работая с группой учащихся, учитель может подобрать для каждого задание в соответствии с его уровнем подготовки. Так, для одних, при прослушивании аутентичного текста, может быть выбран режим с обращением к печатному варианту текста (tapescript), для других – режим без обращения к данному тексту; кому-то может быть предложен текст для чтения, кому-то для аудирования, в зависимости от  необходимости развития у учащихся того или иного речевого умения. Также с целью мотивации учащихся и активного их вовлечения в учебный процесс учитель может выбрать тексты интересующей их тематики.

ЭСО может быть полезно и при работе с высокомотивированными учащимися на более ранних ступенях обучения при подготовке к предметным олимпиадам с целью развития речевых умений.

Учащиеся  могут  самостоятельно  установить  ЭСО  на  свой компьютер  и индивидуально заниматься  в  свободное время  в домашней обстановке. 

Прогнозируемые результаты:

Предполагается, что целенаправленное и систематическое использование ЭСО в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения позволит учащимся приобрести как социокультурную компетенцию, необходимую для овладения готовностью к межкультурной коммуникации, так и умения максимально разностороннего использования компьютерных технологий для обучения языкам и культурам.

Ожидается, что электронное пособие, направленное на формирование социокультурной компетенции, предоставит совершенно новые возможности знакомства с актуальной и аутентичной информацией о стране изучаемого языка, обеспечит иноязычную коммуникативную атмосферу на занятии, создаст социокультурную направленность обучения, позволит учащимся усвоить новые ценности, нормы и правила поведения, язык и поведенческие модели, которые могут быть воспроизведены в ситуациях реального межкультурного общения.

Принципы построения ЭСО

  • системность
  • модульность
  • интерактивность
  • проблемность
  • наглядность
  • полимодальность*

* ЭСО построено по принципу гипертекстав режиме просмотра. Для навигации необходимо использовать активные кнопки и ссылкидля переходов в рамках пособия, а также выхода на внешние интернет ресурсы.

Структура

ЭСО «Английский язык. Старшая ступень обучения. 10-11 классы» представляет собой циклы уроков, организованные в электронные модули, в которых систематизированы аутентичные аудио-, видео- и текстовые материалы для формирования социокультурной компетенции учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Материалы модулей охватывают темы школьного курса для 10-го класса и имеют социокультурную направленность. Содержание ЭСО полностью соответствует государственному образовательному стандарту и учебной программе по иностранным языкам Министерства образования РБ. Данное ЭСО способствует погружению учащихся в аутентичную виртуальную интерактивную языковую среду.

Обучение по модулям представляет собой процесс, состоящий из трех взаимосвязанных этапов: активизация, культурно-адаптационный и коммуникативно-функциональный этапы.

  1. тренировочно-языковой этап (Activating), на котором активизируется уже имеющийся у учащихся опыта по данной теме-проблеме.

В качестве первого упражнения учащимся предлагается работа в парах. Они задают вопросы и отвечают на них.

Exercise 1. Work in pairs and answer the questions

STUDENT A’s QUESTIONS

1.Can you describe each room of your house?

2.What does the outside of your house look like?

3.Where do you park your car at your house?

4.Do you like the place where you are living? Why or why not?

5.What is your favorite room in your house? Why?

6.How are homes different in your home country and in this country?

7.How have you changed your home since you’ve started living there?

8.How long have you lived where you are living now?

9.How many different homes have you lived in?

10.How could you live without electricity? Could you make your own electricity?

STUDENT B’s QUESTIONS

1.Who lives with you? / Who do you live with?

2.Would you prefer to live in a house or an apartment? Why? 3.Is every house a home?

4.What makes ‘a house’ into ‘a home’?

5.Have you ever been homesick?

6.Have you changed anything in your house recently?

7.What would you like to change in your house?

8.Some people say houses are too much like boxes or cages. Do you agree or disagree? Why?

10.Which do you like better, a home with a nice garden or a home without one?

9.What are the advantages and disadvantages of a home stay?

В качестве второго упражнения учащимся предлагается прокомментировать пословицу по теме модуля или перейти по ссылке и выбрать любую другую понравившуюся им пословицу.

Exercise 2.1

Exercise 2.2

На этапе языковой активизации, подобраны упражнения на повторение или овладение новым языковым материалом, необходимым для успешного усвоения модуля, либо снятие возможных трудностей для последующего восприятия аутентичного аудио- и видеоматериалов. Данный этап предполагает как парную, так и индивидуальную работу учащихся.

Формы заданий на этапе языковой активизации:

Среди многочисленных типов заданий, которые используются на данном этапе, чаще всего встречаются следующие:

  • перекрестный выбор (Matching) – упражнения на соответствие. Данный тип упражнений предполагает перекрестный выбор, соотнесение элементов одной группы с элементами другой. Формы элементов и представления соответствия могут быть различными (текст, картинки).

В данном упражнении предлагается совместить картинки с видами домов. Учащиеся могут перейти по ссылке и проверить правильность выполнения своего задания.

Exercise 3

В следующем упражнении учащиеся соединяют слова с их дефинициями, предлагается перейти по ссылке, сделать упражнение в онлайн режиме и проверить себя.

Exercise 4

  • дополнение (Gap Filling) задание, предполагающее восстановление пропущенных элементов текста, самостоятельно подбирая правильные варианты, или выбор из предложенных вариантов.

В следующих упражнениях предлагается вставить пропущенные слова по теме, перейти по ссылке и проверить себя.

Exercise 5.1 Insert the missed word on the topic Housing

Exercise 5.2 Complete the sentences with the following verbs:

  • классификация (Classifying) – тестовое задание, выполнение которого предполагает организацию слов или понятий в группы по какому-либо определенному признаку.

Exercise 6.1 Art object matching

Exercise 6.2 Mass media

  • множественный выбор(MultiplyChoice) — тестовое задание, при выполнении которого необходимо выбрать ответ из нескольких предлагаемых вариантов, затем учащиеся для самоконтроля могут перейти по ссылке и проделать данное упражнение в онлайн режиме и проверить себя.

Exercise 7.1 Types of schools

Exercise 7.2 Famous in the UK

По окончании данного этапа для самооценки учащихся предлагается создать свои интеллект-карты (mind-maps) с помощью онлайн сервиса http://mind42.com/. Мы регистрируем учащихся на сайте и с помощью инструментов сервиса они создают графические схемы.

К карте мы предлагаем учащимся прикрепить информационный блок (примечание), добавить ссылку на этот узел или изображение.Далее учащиеся могут просмотреть карту на личной странице, получить ссылку на карту в интернете, а также HTML код страницы для размещения файлов на странице сайта или блога. Данное задание может быть выполнено дома как индивидуально, так и группой учащихся.

  1. Следующий этап работы – культурно-адаптационный (Input).  На данном этапе учащиеся непосредственно работают с аутентичным материалом (видео, аудио, печатным текстом). Осуществляется отбор информации и фактов исходя из увиденного, услышанного или прочитанного, выяснение социокультурно-маркированных деталей.

На данном этапе учащимся предлагаются два аутентичных текста для чтения с прохождением предтекстового, текстового и послетекстового этапов и два аутентичных видео или аудио файла с прохождением тех же этапов.

С помощью приведённых в пособии заданий предтекстового этапа можно выделить и снять те языковые сложности, которые встретятся в тексте, подчеркнуть те нюансы содержательного и смыслового порядка, которые в дальнейшем будут достойны обсуждения.

Для активизации фоновых знаний учащимся, на предтекстовом этапе предлагаются следующие задания:

  • составить предложения, используя предложенные слова из текста.
  • подобрать нужную дефиницию к слову / выражению из текста
  • найти пары синонимов, соединить части предложений
  • высказать своё мнение о проблеме, затрагиваемой в тексте, обсудить её в парах или группах

Exercise 8.2

На текстовом этаперазвиваются коммуникативные умения чтения, и поэтому он самый продолжительный по времени.

На послетекстовом этапе предлагаются задания для развития навыков устной и письменной речи. Они позволяют интегрировать полученные знания и умения на культурно-адаптационном этапе для развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, развивать их творческие способности. Цель послетекстового этапа — интеграция чтения с коммуникативными умениями, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий на данном этапе учащимся предлагается:

  • определить верные и неверные утверждения (True/False)

Exercise 8.3

  • распределить слова / выражения по группам (GroupMatching)

Exercise 8.4

  • дополнить предложения словами из текста (Gap Filling)

Exercise 8.5

  • перекрёстный выбор (Matching)

Exercise 8.6

  • выбрать правильный вариант (MultiplyChoice)

Exercise 8.7

  • ответить на вопросы по тексту

Данный этап предусматривает индивидуальную работу учащихся в урочное или внеурочное время.

Вторая часть культурно-адаптационного этапа посвящена восприятию и пониманию иноязычной речи на слух (аудированию). Аудирование является активным мыслительным процессом, направленным на восприятие, узнавание и понимание всякий раз новых речевых сообщений, что предполагает творческое комбинирование навыков и активное их применение в соответственно изменившейся ситуации к особенностям речевого потока.  Работа с аудиотекстом предполагает прохождение тех же этапов, что и с печатным текстом: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.

Предтекстовый этап направлен не только на снятие языковых и смысловых трудностей, но и на пробуждение интереса у слушающего к излагаемой теме, вследствие чего у учащихся вырабатывается уверенность в том, что их знаний и навыков достаточно для понимания аудиотекста.

На предтекстовом этапе учащимся предлагаются упражнения направленные на активизацию словарного запаса по теме, актуализацию их социокультурных знаний и фоновых знаний по теме прослушивания:

  • обсуждение предтекстовых вопросов

На непосредственно текстовом этапе работы с аудиоматериалами получаемая информация должна быть не просто изучена и усвоена аудиторией, но и самостоятельно осмыслена, тогда она станет истинным достоянием адресата, что и является одной из целей в процессе овладения иноязычной речью. Поэтому текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочерёдно отдельных абзацев, смысловых блоков.

Что касается послетекстового этапа, он направлен на проверку полноты и точности содержания, т.е. контроль работы над текстом, обсуждение прослушанного. Затронутая проблема может стать объектом для дебатов, дискуссий, подготовки проектов как завершающих заданий на этом этапе работы над аудиотекстом. Этот этап включает такие задания:

Что касается этапа восприятия и понимания речи на слух, каждый модуль снабжён приложением, в котором находятся скрипты к аудио- и видеофайлам. На случай, если возникнут трудности с пониманием текста, учащиеся могут обратиться к приложению.

  1. коммуникативно-функциональный (Output) – этап обсуждения, которое может проходить как в устной, так и в письменной формах. Коммуникативно-функциональный этап нацелен на организацию обсуждения различных проблем, поднимаемых в модуле. Этот раздел включает в себя задания на построение монологического или диалогического высказывания, проведение дискуссии по проблемам изучаемых учебных ситуаций.

На данном этапе учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах.

В качестве заданий учащимся предлагается:

  • высказать своё мнение по предложенной теме, с опорой на план
  • дебаты по теме модуля
    • написать эссе / сочинение по предложенной теме
    • написать электронное письмо другу по переписке
    • написать статью в журнал
    • написать письмо знаменитости

После прохождения всех этапов работы с электронным пособием учащиеся вовлекаются в проектную деятельность в рамках международной проектной организации iearn.org. iEARN – Международная образовательная и ресурсная сеть, объединяющая более 30 000 школ, молодежных организаций в 130 странах мира. Работа iEARN направлена на развитие сети сотрудничества между педагогами и школьниками из разных стран через проектную деятельность и активное использование информационно-коммуникационных технологий.

Как известно, проектные задания, или проекты, обладают целым рядом преимуществ. Они позволяют учащимся проявить самостоятельность, индивидуальность и творчество, на практике применить свои знания и умения. Кроме того, проектные задания можно выполнять в небольших группах, когда учитель распределяет области ответственности между учащимися. В последнем случае подобная работа приобретает воспитательный характер, учит ответственности, прививает умение работать в команде.

Таким образом, на сайте IEARN были подобраны проекты, соответствующие тематике интерактивных модулей, зарегистрированы группы учащихся. Конечный продукт может представлять собой презентацию, видео ролик, сочинение, исследование. Готовый и проанализированный проект  выкладывается на сайт.

Учащиеся и учителя из других стран, просмотрев проект, пишут комментарии на форуме. Наши учащиеся, в свою очередь, отвечают и сами задают вопросы на интересующую их тему в рамках проекта. Так они вовлекаются в общение с носителями языка.

Немаловажную роль в формировании социокультурной компетенции учащихся  играет дополнительная вкладка Culture Note.

Здесь учащимся предлагается разнообразная культуроведческая информация, которая может быть им неизвестна, но которая весьма значима для обсуждения проблем по изучаемой учебной ситуации.

На данном этапе учащимся предлагаются:

  • игра «Кто хочет стать миллионером»

Данное электронное пособие создано в Power Point Presentation с помощью гиперссылок, связывающими его с дидактическими образовательными средствами, созданными с помощью социальных сервисов Web 2.0, и образовательными аутентичными сайтами. Это даёт возможность постоянно дополнять, обновлять и модернизировать ЭСО.

Таким образом, применение в процессе обучения языку электронного пособия не требует больших затрат и серьезной подготовки, любой учитель, умеющий работать в операционной системе Windows, без особых проблем сможет справиться с ним.

WordPress Lessons